Что нужно знать, чтобы подготовиться к конкурсу частного или корпоративного благотворительного фонда
Пошаговый гид
Мы продолжаем марафон полезных публикаций, основанных на исследовании В.И. Бахмина о специфике региональных конкурсов по распределению субсидий, которое он провел по заказу межрегионального центра социальных технологий «Гарант».

В прошлых материалах мы разбирали конкурсы, которые в основном организуют органы власти или бюджетные фонды. В этом гиде мы отмечаем особенности частных и корпоративных конкурсов и говорим о том, что нужно учесть до того, как принимать решение об участии в них.
Вячеслав Бахмин
Вячеслав Бахмин, эксперт Комитета гражданских инициатив, эксперт в сфере развития благотворительности и гражданского общества, подготовил всеобъемлющее исследование конкурсных процедур, применяемых при распределении бюджетных субсидий для СО НКО (региональные конкурсы грантов) и при реализации благотворительных программ Фондов местных сообществ (ФМС), благотворительных фондов и других организаций, применяющих конкурсные механизмы.
Шаг 1: учтите географию и масштаб конкурса
Корпоративные фонды часто организуют конкурсы социальных проектов в городах присутствия компании, что вполне естественно. Конкурсы эти обычно проводятся ежегодно, условия проведения и тематика меняются редко. Конкурсы частных фондов географически более разнообразны, они могут включать как несколько регионов, так и носить всероссийский характер. Обычно конкурсы такого типа имеют небольшой бюджет, а поддержанные проекты – локальный масштаб за некоторыми исключениями.
Шаг 2: изучите качество документации
Конкурсы этой категории доноров менее регламентированы, чем те, что проводятся на бюджетные средства. Однако, конкурсные документы готовят в том числе и юристы частных фондов и компаний, что может сказаться на усложненном языке документов и излишних требованиях к участникам конкурсов.

И все же у частных фондов и корпораций регламентирующие документы обычно более понятны, разнообразны и логичны, чем документы многих региональных конкурсов субсидий. Конкурсы на местном уровне, в регионах присутствия компаний обычно используют упрощенный вариант документации и требований по всем параметрам: меньше сроки проектов, суммы бюджета, набор критериев, проще форма заявки.
Шаг 3: убедитесь, что можете участвовать в конкурсе
Кроме некоммерческих организаций в конкурсах фондов и компаний нередко могут принимать участие муниципальные и государственные учреждения, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), инициативные группы, а иногда и физлица. Расширение состава участников конкурсов связано с тем, что в небольших городах, где не хватает некоммерческих организаций, решением многих социальных проблем занимаются специализированные муниципальные учреждения и инициативные группы.
Шаг 4: точно проясните тематику конкурса
В конкурсах на территориях присутствия компаний обычно представлен большой спектр социальной тематики, нередко отражающий специфику территории и приоритеты донора – от благоустройства территории и ЗОЖ до проектов по культуре и образованию. Другие конкурсы обычно носят узко тематический характер. Исключение составляют крупные частные фонды, у которых есть программы федерального уровня и более широкой тематики.
Шаг 5: постарайтесь понять особенности конкурса
Поскольку многие конкурсы этой категории проводятся достаточно регулярно, у большинства доноров уже сложился свой стиль, свои особенности и подходы. Кто-то делает акцент на обязательности партнерства в проекте, другие используют институт наставничества, который неплох, как идея, но не всегда оказывается эффективным. Появляются дополнительные требования к заявителям, связанные с предварительной подготовкой к участию в конкурсе или готовностью к последующему обучению и сетевому взаимодействию в случае победы.


Процесс отбора лучших проектов иногда организован в два этапа, например с публичной защитой и с возможностью доработать проекты, попавшие в финал. При публикации результатов конкурса доноры этой группы редко показывают рейтинг победивших заявок, ограничиваясь их перечнем и, иногда, кратким содержанием проекта. Изучение таких подробностей может повысить ваши шансы на победу в конкурсе.
Андрей Бородкин
Главный редактор