12 KPI для оценки эффективности НКО
#вместеразбираем
Что случилось?

В конце года все подводят итоги работы. Однако если коммерческим компаниям это сделать просто: достаточно проанализировать продажи, доход, прибыль, то НКО приходится куда сложнее.

Как оценить свою работу? По количеству заявок, проектов, конференций? Или по их качеству? А как измерить качество?

Фразы про «меняем общество» и «дарим надежду» хороши, но, скорее подходят для миссии организации, а не показателей эффективности. На помощь могут прийти KPI.
Что такое KPI?

Дословно с английского это key performance indicators, то есть ключевые показатели эффективности. Проще говоря, это числовые показатели, по которым мы можем оценить, эффективно работает организация или нет.
Какие KPI можно применить для НКО?

Вот примеры KPI для некоммерческих организаций, которые вы можете использовать для измерения эффективности вашей организации.
1. Уровень невыходов
  • Как измерить
    Рассчитывается как количество дней отсутствия сотрудника по отношению к количеству отработанных дней.
  • О чем может говорить
    Высокий уровень невыходов на работу может указывать на то, что у сотрудника низкая мотивация, ему некомфортно в коллективе или не подходит роль в организации.
  • Как можно использовать
    Постараться улучшить взаимодействие и атмосферу внутри команды в следующем году. Например, используя наш опыт.
2. Репосты, лайки, подписки и комментарии
  • Как измерить.
    Проанализировать статистику контента в соцсетях и email-рассылках.
  • О чем может говорить
    Да, звучит немного по-зумерски, однако понимание того, какой контент популярен, может помочь эффективнее работать с аудиторией.
  • Как можно использовать
    Попробуйте спланировать на следующий год несколько важных тем для общения с аудиторией, используя форматы, которые «зашли» лучше всего.
3. Объем собранных за год средств
  • Как измерить
    Проанализировать, сколько всего мы собрали средств за год от всех источников, и разбить эти цифры по месяцам / кварталам / кампаниям.
  • О чем может говорить
    О том, какие мероприятия, кампании по сбору средств принесли наибольший доход, а какие прошли не так эффективно, как мы задумали.
  • Как можно использовать
    Выстроить свою фандрайзинговую стратегию на будущий год максимально эффективно, отказавшись от активностей, которые не приносят доход.
4. Инвестиции в продвижение
  • Как измерить
    Это суммы, которые вы потратили на маркетинговые кампании и информационно-просветительские программы. Этот показатель не обязательно должен выражаться в деньгах, например, блогеры или издания могут согласиться работать с вами pro bono или через взаимопиар.
  • О чем может говорить
    О том, насколько эффективно вы рассказываете о своей организации миру. Звучит немного миссионерски, но на самом деле этот показатель напрямую влияет на уровень дохода организации.
  • Как можно использовать
    Сравните количество партнерских публикаций, постов, активностей с объемом привлеченных средств и вы увидите, как после успешной работы с партнерами растут доходы НКО. О том, как интересно рассказывать о себе, можно прочитать в нашем материале.
5. Средняя сумма пожертвования
  • Как измерить
    Годовую сумму пожертвований разделить на количество транзакций.
  • О чем может говорить
    О потенциале нашей аудитории и доноров, а также о том, следует ли нам снизить / повысить стоимость пожертвования по умолчанию.
  • Как можно использовать
    Это показатель поможет спрогнозировать будущие объемы привлеченных средств. Если допустить, что добавление одного донора увеличит средства на среднюю сумму, то можно спланировать объем целевого количества новых доноров на будущий год.
6. Конверсия
  • Как измерить
    Не бойтесь этого замысловатого термина, на самом деле, это процент пользователей, которые не просто увидели ваш контент, но и совершили какое-то действие: подписались, зарегистрировались на конференцию, подписали петицию.
  • О чем может говорить
    О том, интересен ли наш контент аудитории и насколько хорошо мы побуждаем пользователя совершать необходимые нам действия.
  • Как можно использовать
    Контент, где конверсия выше всего, можно брать за образец для планирования на следующий год.
7. Стоимость одного рубля
  • Как измерить
    Мы не имеем в виду курс валют, а говорим про стоимость привлечения — это количество усилий и ресурсов для получения одного рубля. Посчитайте зарплату, количество времени и усилий, потраченных на сбор средств, и вы узнаете важный показатель эффективности.
  • О чем может говорить
    О том, тратим ли мы усилия соразмерно отдаче или же неэффективно.
  • Как можно использовать
    Можно проанализировать, какие программы, мероприятия и контент собирают больше денег, и отказаться от неэффективных инструментов на будущий год.
8. Отток / приток доноров
  • Как измерить
    Посчитайте количество доноров, которых теряет / приобретает ваша некоммерческая организация в течение года.
  • О чем может говорить
    О тенденциях того, как долго вы можете удерживать доноров и как эффективно умеете привлекать новых.
  • Как можно использовать
    Разработать шаги, направленные на то, чтобы удержать текущих доноров и привлечь новых с минимальными затратами.
9. Пожертвования от «пожизненных» доноров
  • Как измерить
    Это ожидаемая сумма пожертвований, которую ваша организация может получить от одного донора, при условии работы с ним на протяжении всей его жизни.
  • О чем может говорить
    О том, насколько эффективно мы можем построить коммуникацию с донорами.
  • Как можно использовать
    Такие расчеты помогут сделать общие прогнозы пожертвований и определить сумму средств, на которую может рассчитывать организация.
10. Количество «обеспеченных» подарков
  • Как измерить
    Проанализировать количество регулярных подарков или пожертвований.
  • О чем может говорить
    О количестве средств, на которые организация может рассчитывать в следующем году.
  • Как можно использовать
    Если количество «обеспеченных» средств невелико, то можно постараться работать в этом направлении эффективнее: сделать / обновить страницу с регулярными пожертвованиями, выстроить коммуникацию с донорами так, чтобы ориентировать их на регулярную помощь.
11. Показатели главного сайта
  • Как измерить
    Изучите количество просмотров, уникальных пользователей, времени и действий на вашем основном сайте.
  • О чем может говорить
    О том, насколько пользователю удобно и комфортно у вас в гостях на сайте.
  • Как можно использовать
    Представьте, что каждый пользователь — это потенциальный донор. Что вы могли бы улучшить в своем сайте? О том, как сделать сайт более удобным — читайте здесь.
12. Коэффициент обратимости посетителя в донора
  • Как измерить
    Посчитать количество людей, которые взаимодействовали с организацией через сайт, соцсети или офлайн, а потом пожертвовали вашей НКО. Возьмите число доноров и разделите его на количество людей, которые взаимодействовали с организацией.
  • О чем может говорить
    О том, насколько эффективно мы вовлекаем аудитории в свою миссию.
  • Как можно использовать
    Используйте эти знания в разработке кампаний по работе с донорами и увеличению количества пожертвований.
А зачем вообще использовать KPI?
  • Уникальность
    Следует помнить, что НКО, в отличие от коммерческих компаний, могут разрабатывать собственные уникальные наборы KPI, соответствующие конкретным задачам, потребностям и ценностям.
  • Постоянный прогресс
    Использовать KPI в оценке эффективности или нет — решает руководитель и команда. Нам кажется, что для некоммерческой организации особенно важно уметь увидеть свой прогресс и слабые места, чтобы определить области, которые можно улучшить, и продолжить расти.
  • Изменения во всем
    Процесс внедрения KPI наверняка покажет сильные и слабые места организации и запустит изменения в работе всех подразделений.
О том, какие KPI использует в своей работы ваша НКО, можно написать на почту: glavred@ngo-garant.ru. Мы обязательно опубликуем ваш опыт!

Оставайтесь эффективными и с наступающими Новым годом!
Андрей Бородкин
Главный редактор