Семь раз отмерь, один раз создай. Нужен ли НКО свой грантовый конкурс
#школагрантмейкинга
Когда мы говорим о задачах НКО и ресурсных центров, то в списках редко фигурирует создание и проведение собственного грантового конкурса.

Вместе с тем, это может стать одним из эффективных инструментов работы с партнерами, донорами, а также способствовать развитию профессионального сообщества. Однако, в конкурсных процедурах не все так просто. Разбираемся, насколько это трудно и целесообразно.
Зачем НКО организовывать свой грантовый конкурс?

Открытый грантовый конкурс с прозрачными процедурами выбора победителей стимулирует активность по заявленному направлению. Это эффективный инструмент по развитию профессионального сообщества — к примеру, если в нашем регионе нет активностей в какой-то из социальных сфер, то конкурс может привести к тому, что они появятся.

Также конкурс может служить для НКО или ресурсного центра своеобразным способом увидеть «маяки», то есть найти и поддержать сильнейшие некоммерческие организации в территории. Это особенно актуально для ресурсных центров — чтобы потом через такие организации-партнеры развивать сообщество в территории.

Грантовые конкурсы можно использовать, чтобы направить развитие в какой-либо области в определенном направлении, поддержав сильнейшие или, наоборот, слабейшие организации.

Конкурс может иметь PR-эффект, который будет работать на организацию. Особенно, если он интересен и проведен честно.
Каким должен быть конкурс, чтобы он сработал?

Необходимо соблюсти как минимум четыре базовых принципа.

1. Обеспечить открытость условий проведения конкурса.

2. Обеспечить прозрачность процесса присуждения гранта.

3. Обеспечить равные возможности участникам для доступа ко всей конкурсной информации и документации.

4. Обеспечить высокую степень объективности выбора победителей.

Если эти условия будут соблюдены, ваш конкурс с высокой долей вероятности приведет к повышению активности в сообществе. А у вашей организации появится новая роль — организатора конкурсных процедур.
Какие будут сложности?

Несомненно, они возникнут. Конкурс может быть слишком затратным для организатора или же его организация и проведение будут стоить слишком многих усилий и времени.

Также необходимо быть готовым к тому, что поддержать все хорошие проекты организатор не сможет. Отсюда вытекает и другая проблема — негативная реакция проигравших, к которой тоже необходимо подготовиться.

Организация конкурса может отвлечь НКО или ресурсный центр от каждодневной работы и срочных задач, которые не требуют промедления.
Так стоит ли проводить конкурс?
Единого ответа для всех некоммерческих организация нет. Необходимо соотнести свои возможности, ресурсы, желание развиваться и эффект, который может создать грантовый конкурс. Если это соотношение в пользу конкурса — несомненно, стоит попробовать его организовать.

Как это сделать правильно — вы можете узнать из бесплатного курса вебинаров «Конкурсные процедуры от А до Я», организатором которого выступает благотворительный фонд развития сообщества «Гарант».

В феврале в рамках курса пройдуту три заключительных вебинара, однако вы уже сейчас можете посмотреть записи прошлых вычислений и скачать презентации спикеров. Среди которых Марина Михайлова, Эльвира Алейниченко. Вячеслав Бахмин и другие профессионалы в области грантовых конкурсов.
Андрей Бородкин
Главный редактор