Карточки, деньги и два стола: как прошла наша методическая школа
Репортаж главного редактора
День 1: никакого правильно
Мне 30 лет и я впервые отправляюсь на мероприятие в сфере НКО. Если вы начинаете день с такой мысли, то наверняка ожидаете чего-то максимально скучного. Однажды я был на конференции производителей питьевой воды, где 4,5 часа решалось, какая упаковка лучше: пластик или стекло. Решить так и не смогли, зато знатно отметили встречу вечером.
Однако мои опасения были разрушены уже в первые минуты методической школы: Марина Евгеньевна Михайлова предложила участникам поиграть в игру «Свободные уши». Всем участникам карточки с вопросами, ими надо было обмениваться и общаться. Эта участь не миновала и меня, хоть я и старательно делал вид, что записываю что-то важное (такова участь редактора — писать получается лучше, чем говорить).

Но знаете что? Мне понравилось! Мы познакомились с участниками в неформальной обстановке и это правда был оригинальный ход. Выступать дальше всем стало намного проще. Кстати, спросили меня вот о чем: когда я в последний раз смеялся и почему. Я вспомнил рассказ Довлатова «Ищу человека» (очень советую), который прочитал в самолете.
А затем, уже после игры, Марина Евгеньевна рассказала о программе.
И это тоже не было похоже на программное выступление.
Мы придумали такую программу, потому что в какой-то момент поняли, что учим только тому, на что есть запрос. А запроса именно на такое обучение, как в "Территории роста", нет. Или он существует, но не вербализирован, он не осознанный. То есть мы, по сути, создали спрос своим предложением.

До старта программы мы сделали анализ обучающих продуктов бизнеса, НКО, других ресурсных центров. И поняли, что материалов много, но они не структурированы, и чаще всего никак не продвигаются. Еще одно интересное замечание по итогу исследования: на многих коммерческих образовательных платформах уже появились спецпрограммы для НКО. То есть бизнес активно заходит в наш сектор.
Мы намеренно сделали программу и в онлайн и в оффлайн форматах, так как считаем важным знакомство НКО с сотрудниками ресурсных центров, чтобы они понимали, что такой центр — это не только директор.

Отбор участников проходил по итогу тестирования в Google формах, анкета была не очень длинная, чтобы не отпугнуть участников, с другой стороны «пугалки» мы все-таки пытались добавить. Писали, что если вы не доучитесь, то и эффекта никакого не будет. Хотя и такие предупреждения, конечно, действует недолго, и тогда уже в дело вступают наши кураторы. Анкета самодиагностики — еще один эффективный инструмент, чтобы участники сами могли решить, готовы они к учебе или нет.
Первое домашнее задание у нас было такое: напишите, какой вы видите организацию через 3 года. Несколько участников "отвалились" уже на этой стадии.
Отличительной чертой программы были кураторы — каждый из них вел от 3 до 5 учеников и это было очень важно, это помогло довести до конца программы практически всех участников. Помогал в этом и наш общий чат, хотя вести его тоже было непросто из-за объема переписки, но мы понимали, что это инструмент помощи и мотивации.

Нас часто спрашивают: зачем нам такая трудозатратная программа. Мы отвечаем — потому что мы развиваем сообщество, это часть нашей миссии. Мы поняли, что складывается такая ситуация: поговорить на равных почти не с кем. И решили вырастить себе партнеров.
В этом выступлении меня поразила позиция «мы не настаиваем, что так правильно, а делимся опытом». Для программы, которая прошла успешно, об этом уже можно с уверенностью говорить, это редкий подход, который позволяет всем участникам общаться на равных. Что и подтвердила вторая часть дня: участники мероприятия называли самые насущные, на их взгляд, проблемы сектора. Вот о чем говорили чаще всего.
  • Как ресурсным центрам быть с интеллектуальными правами на свои труды: отдавать их безвозмездно?
  • Как масштабировать образовательные продукты в сфере НКО?
  • Как НКО перейти от теории (которая всегда понятна) к практике (где обычно не всегда все получается)?
  • Как преодолеть несовпадение ЦА и проблем, которые хотят решать НКО?
  • «Вечные студенты» — НКО, которые учатся на всех программах, но не внедряют знания на практике, как мотивировать их?
  • Когда НКО и РЦ начинают зарабатывать деньги, как им не потерять свою идентичность?
  • Как самим НКО и ресурсным центрам измерить качество своих продуктов?
  • Как просто и доступно объяснить НКО алгоритм разработки проекта (Юрий Майстровский, один из участников Школы и эксперт «Территории роста», привел такой пример из практики: однажды он дал ножницы участникам семинара по проектированию и попросил вырезать все лишнее. У некоторых из проекта остались только отдельные слова).
Все эти вопросы были записаны и рассмотрены во второй день Школы, но совсем необычным способом, о чем мы еще поговорим. Запоминающимся событием первого дня стали выступлениям самих учеников программы. Сразу стало понятно, как именно программа изменила не только работу организаций, но жизнь их руководителей. Вот лишь некоторые цитаты участников.
  • Светлана Костык
    Клуб исторической реконструкции «Рыкарь»
    Самым сложным для нас была бухгалтерия, но мы наняли и обучили бухгалтера. Мы провели фестиваль с 30 организациями, которые занимаются историей Севера, а это очень сложно, ведь обычно в этой сфере никто не дружит друг с другом. Но мы постепенно выстраивали отношения со всеми, и можно сказать, поменяли климат в сообществе. За время обучения мы сделали 75 процентов плана, который наметили на 5 лет. Возник вопрос: а что теперь планировать дальше? Фандрайзинг мы тоже улучшили, причем не только денежный, например, нам подарили канаты, древесину, что тоже для нас ценно.
  • Ольга Кабринская
    Региональная Ассоциация общественных организаций Каргопольского района
    В программу мы пришли, чтобы обрести устойчивость. Мы осознали, что у нас у самих уже есть опыт и мы можем им делиться, приглашать на платные стажировки, вдохновлять людей сохранять малые территории. У нас есть креативный кластер "Фамилия", мы проводим костюмированные фестивали, учим НКО, дорабатываем сайт, все это благодаря программе. Мы работаем вместе с Кинозерским национальным парком, сделали группу благотворителей на 66,5 тысяч подписчиков. Привлекаем туристов. Наглядный результат: город Каргополь одержал победу в двух федеральных конкурсах и получили порядка 140 млн на улучшение городской среды. Мы уверены, что можно масштабировать наш опыт и на другие малые города.
  • Марина Коржавина
    Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
    Мы пришли в программу, потому что мне пришлось взять руководство организацией на себя и, хотя я 14 лет уже работала в ней, была, прямо скажем, в панике. Я хотела сохранить организацию после смены руководителя. Сложность была в том, чтобы заставить команду меняться. Потому что все привыкли работать по определенному алгоритму. Мы полностью поменяли работу с сообществом в соцсетях, изменили свое продвижение, стали привлекать новых участников в сообщество. Было страшно, что не получится. Однажды мне написал куратор, что я вовремя не сдала домашнее задание, стало стыдно, испугалась, что исключат. Но я поняла, что все эти строгие меры нужны для дисциплины. Мы стали более открытыми: пели гимн области руками вместе с народной артисткой на местном телевидении, учили людей жестовому языку на разных мероприятиях.
  • Иван Панютин
    Ассоциация охотников и рыболовов «Поморье»
    Мы стали более качественно работать с соцпроектированием, стали подавать заявки, которые начали побеждать. Нам всегда чего-то не хватало в заявках, а сейчас пазл сложился. Мы выработали стратегию, до этого мы просто хотели спасти весь мир. Но не понимали, как это правильно подать, теперь нашли ключи, которых не хватало. Видим дорогу, а не тропинку.
Завершился день выступлением автора этого репортажа о том, как важно уметь упаковывать результат программ в интересные истории. Например, такие, как эта. Вам ведь интересно?
День 2: фасилитация, фасилитация!
Если да, то переходим ко второму дню Школы. Он прошел при фасилитационной поддержке Инги Моисеевой, руководителя проектов некоммерческой организации D-Group.Social.

Все проблемы сектора, которые были озвучены в первый день, Инга записала на два больших листа: «Факты» и «Опасения». А затем участники все вместе заполняли третий лист «Решения». Из этого мозгового штурма мы сделаем полезный чек-лист и скоро обязательно поделимся им с вами.
А затем участники голосовали за конкретный пункт листа «Опасения». Затем все участники поделились на столы, в зависимости от проблемы, которую они хотели обсудить (на самом деле столов получилось больше, чем два, как указано в названии этого репортажа).

Каждый стол выбрал спикера, который спустя 15 минут обсуждения выступил с тезисами, разделенными на три колонки: START (что мы можем начать делать, чтобы решить проблему), STOP (что мы должны прекратить делать, чтобы решить эту проблему), CONTINUE (что мы должны продолжать делать, чтобы решить эту проблему).

Из этих выступлений мы тоже сделаем чек-лист и отправим всем желающим.

Для меня это был очень полезный опыт, главным итогом которого стал вывод: сообщество ресурсных центров очень сплоченное и вовсе не токсичное, здесь все настроены помогать друг другу и перенимать реальный опыт.
Результаты: «Территория роста» идет в народ и сторителлинг на службе у НКО
Несколько ресурсных центров заявили, что хотят внедрить в своих регионах элементы программы «Территория роста». А мы решили провести уже в июне два вебинара о том, как правильно оформлять результаты программ в истории. И это было бы пафосным выводом, если бы не девиз, который я услышал в первый день: мы не знаем, как правильно. Поэтому главный итог один: впереди нас ждут много работы и новых задач.
Методическая школа в лицах
Андрей Бородкин
Главный редактор