Карта ресурсов: что это такое
и как по ней «идти»
#вместеучимся
Любые инициативы требуют ресурсов. Но мы часто упрощаем все виды ресурсов только до финансовых. Наверняка вы и сами часто слышали, как активисты говорят: инициатива пропадет, так как на нее нет денег.

Но даже на территориях, где деньги есть, инициативы часто нет. Почему так происходит? Возможно, в том числе потому, что ресурсы воспринимаются как должное.
Голодный волк быстрее бегает
В истории группы НКО «Гарант» был такой период, когда закончился первый большой грант, который мы получили на несколько лет. На тот момент бюджет «Гаранта» был понятен только на два месяца вперед. Тогда и появилась поговорка, которую мы используем до сих пор: «Голодный волк быстрее бегает». Поэтому часто бывает так, что на территориях, где ресурсов мало, инициатив много, причем настоящих, «живых». И найти ресурсы таким территориям проще.
Пример: представьте, что вы инвестор, смотрите на территорию, где инициативы нет. И есть другая территория — с минимальными ресурсами, но с интересными идеями и активностями. Куда вы захотите вложить деньги? Поэтому фандрайзинг — это не только про то, как найти деньги, но и про то, как быть активным, чтобы привлечь внимание.
Американский психолог, основоположник клинической психологии, Лайтнер Уитмер когда-то сказал: «Любой системой управляет самый активный элемент, вне зависимости от возраста, образования и других качеств».

При этом начать важно с поиска ресурсов для той инициативы, которая интересна нам самим. Не всей территории. Нам кажется, что мы сразу должна стать общественными деятелями для всей территории. Как правило, это ошибка.
Крупные фонды тоже часто боятся давать ресурсы на то, что интересно кому-то лично
Но ведь за этой инициативой потянутся другие. После того, как мы сделаем личный проект, вокруг нас соберется группа. А потом появляется идея, которая нам самим не пришла в голову, но мы с ней согласны. Так рождается инициатива новых групп. А несколько таких инициатив — это уже общественный интерес.

Так из личного вырастает общественное, постепенно, если искать собственный интерес в чужих инициативах.
Как же понять, что нам интересно и на что стоит искать ресурсы?
В первую очередь, нужно понять, какие ресурсы у нас уже есть. Даже если нам кажется, что у нас нет абсолютно никаких ресурсов, скорее всего, это не так.

В оценке своих возможностей поможет такой инструмент как карта ресурсов. Подумайте в спокойной обстановке — какие ресурсы есть на вашей территории и у вас лично? Отметьте ресурсы, которые есть, как правило, у всех, и те, которые есть только у вас.
Для примера: вот что отметили на своих картах участники встречи в Кенозерье
роща редких деревьев, ледовый дворец, крупные инвесторы и доноры, бренды, музеи, песчаные пляжи, фермы маралов, волонтеры, молодые специалисты, Белое море, деревянные храмы, люди, свой сказочный герой, мастера, художники, театр, хор, клуб любителей фантастики (которому 36 лет), минеральная вода, морошка, место, где семга выпрыгивает на берег, местная активистка, выигравшая 80 процентов грантов, на которые подавала заявку.
Теперь, когда вы подумаете, что у вас совсем нет ресурсов, вспомните вот этот список.
Ищите на своей карте «точки сожаления»
То есть ресурсы, которых мало, точки роста, расставляйте приоритеты. И вы сможете начать работу над инициативой даже без привлечения сторонних ресурсов.
А затем используйте карту при поиске партнеров. Ведь главный мотив для всех групп доноров — личностная выгода, в хорошем смысле слова. Располагая картой ресурсов, вы сможете объяснить, как изменится количество или качество того или иного ресурса после поддержки донором, и это будет в какой-то мере его личная заслуга.
И помните, что главный ресурс — это не деньги, а люди. Чем больше людей вокруг нашей инициативы, тем лучше!
Андрей Бородкин
Главный редактор