Ну почему, почему, почему?
Эффективный метод поиска ресурсов
#вместеучимся
Признавайтесь, соскучились по нашим материалам? Пауза была не вынужденной, но творческой. Как вы наверное знаете, с 19 по 22 августа в Кенозерском национальном парке при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Тимченко проходила встреча «Каждому овощу — свой фрукт». В рамках встречи были организованы локальный форум «Нам здесь жить» и модуль обучающей программы «Школа лидеров сообщества», где обсуждался один из самых актуальных вопросов третьего сектора: где найти ресурсы?
Но это все — красивые названия, а что же происходило на самих встречах?
И самое главное, как поделиться с вами впечатлениями и опытом так, чтобы вы почувствовали себя участниками мероприятия?

Мы долго думали над этими вопросами и решили выпустить целую серию материалов, посвященных встрече в Кенозерье, разделив их на три группы:

  • полезные инструменты
  • впечатления участников
  • репортажи
Начнем с первой группы и сегодня расскажем вам о приеме, который участники встречи в Кенозерье почти единогласно признали одним их самых полезных инструментов первого дня. Прием называется метод «пяти зачем».

В прекрасном фильме с Робертом Де Ниро «Анализируй это» про главу мафии, который направляется на прием к психоаналитику, есть такой диалог:
— А он толковый?
— О, да! Матёрый докторище! У него есть визитные карточки.
Так вот, нам часто кажется, что у нас есть прекрасная идея проекта, наша «визитная карточка», и что ее достаточно для того чтобы начать искать средства у партнеров и доноров. И здесь кроется опасная ловушка, в которую попадают многие НКО и ресурсные центры. Попробуйте спросить самих себя пять раз: «А зачем мне это?» и вы удивитесь тому, что, оказывается, ваш проект направлен вовсе не на то, на что вы думали изначально.
Простой пример: вы хотите найти ресурсы для строительства детской площадки.
Кажется, что это простой и актуальный проект, особенно для малых территорий. И искать ресурсы для его реализации нужно согласно позиционированию «чтобы дети были заняты чем-то интересным». Но стоит нам применить метод пяти «зачем» и оказывается, что перед нами есть еще множество возможностей по поиску ресурсов для этого проекта.
Зачем мы хотим построить детскую площадку? Чтобы было безопасное пространство для детей.

Зачем? Чтобы там играли дети.

Зачем? Чтобы им было интересно.

Зачем? Чтобы они развивались.

Зачем? Чтобы они были успешными.

Получается, искать ресурс нам надо не просто на строительство детской площадки, а на то, чтобы дети стали успешными.
Вот что об этом на встрече в Кенозерье говорила Марина Евгеньевна Михайлова:

«И донору гораздо приятнее дать ресурсы не просто на площадку, а на то, чтобы дети выросли и стали успешными. Особенно, если его самого что-то связывает с этой территорией. Например, он рос здесь ребенком, и у него не было многих возможностей, которые могут появиться у детей с реализацией проекта».
Проблема в том, что часто начинаем искать ресурсы, задав себе вопрос «зачем» только один раз. И расстраиваемся, что встречаем столько отказов. Тогда как стоит взглянуть на проект с другой стороны и привлекать ресурс станет проще.
Дополнительная польза метода пяти «зачем» — наша собственная мотивация. Разобравшись в том, как именно наш проект в итоге может помочь другим, мы сами для себя откроем новые смыслы в работе по поиску ресурсов. Которая, как известно всем в третьем секторе, очень непроста.
Другие вопросы, которые помогут найти ресурсы
Итак, мы разобрались в себе, нашем проекте и в том, что именно мы хотим изменить. Как действовать дальше? Звучит он так: какой ресурс нам нужен и у кого он есть? Наверняка вы опять попались в ловушку кажущейся простоты.
Вот как о важности этого вопроса рассказала Марина Михайлова:

«Кажется, что ответить очень просто. Дайте денег — и мы все сделаем. Но бывает так, что НКО гибнут и от избытка ресурсов. Мы уже много лет проводим грантовые конкурсы и еще не было года, когда кто-то из участников не возвращал нам деньги. И другим фондам тоже возвращают, более крупным».
Зачастую оказывается так, что, получил желаемый ресурс, мы понимаем, что не знаем как или не можем правильно его потратить. Именно поэтому вопрос какой ресурс нам нужен и у кого он есть так важен для успешной реализации проекта.
Не менее важен и вопрос: какие ресурсы у нас уже есть?
Ведь часто мы не замечаем те преимущества, которыми обладает территория, наш проект или мы сами. А ведь если воспользоваться ими, то искать ресурсы в дальнейшем станет намного проще.
О том, как на этот вопрос отвечали участники встречи в Кенозерье, вы узнаете из наших следующих материалов. Поверьте, ответы вас удивят. Например, среди них были такие: клуб любителей фантастики, которому 36 лет; павлинья ферма; место, где семга выпрыгивает на берег.

До встречи уже скоро!
Андрей Бородкин
Главный редактор