Как вести блог, чтобы его читали:
10 советов для НКО
Для этого не нужно быть профессиональным писателем
«Блоги — это не литература. Это все равно что граффити с запятыми». Так о блогах говорил герой фильма «Заражение» (Contagion, 2011). И ошибался.

Да, блоги нельзя приравнять к высокой литературе (хотя, к примеру, книжным блогам вручают профессиональные премии), но они тоже могут быть интересным и полезным чтением. А для НКО — еще и способом привлечь новую аудиторию, партнеров или выиграть грант, улучшив показатели информационной открытости.

Вот 10 несложных советов, которые помогут вам создать интересный блог.
1. Сделайте блог более личным
Да, вы пишете от лица организации. Но ведь все любят читать о ком-то конкретном, верно? Самые интересные блоги обладают идентичностью и индивидуальностью, которая есть у автора.

Не стесняйтесь рассказать о том, как пришли в некоммерческий сектор, над какими проектами было работать непросто, а какие, наоборот, подарили положительные эмоции. Интереснее форматы — «письмо самому себе» и «один обычный рабочий день», в котором обязательно должно случиться что-то необычное.

Однако не переусердствуйте, личные материал должны разбавлять статьи об организации, а не наоборот.
2. Думайте нестандартно
Блог — это не место для отчетов о работе, а пространство для нестандартного мышления. Подумайте только — ведь можете делать здесь все, что захотите! В рамках закона, конечно.

Придумывайте новые форматы, активности, рубрики. Не ограничивайтесь только новостями организации. Помните, ваша главная цель — заставить читателя сказать себе: «Ого, а я и не думал об этом раньше!».
3. Заставьте людей улыбаться
— Что ты печатаешь?
— Блог.
— О чем же?
— О нас.
— То есть обо мне.
— С чего ты взял?
— С того, что текста много.

Сериал Шерлок (Sherlock).

Вот, вы наверняка улыбнулись. Да, всегда есть риск, что шутки могут быть неправильно истолкованы. Но наш опыт (и даже исследования ученых) показывают, что юмор работает практически всегда — вызывает эмпатию и мотивирует читать дальше. Кроме того, человек начинает ассоциировать себя с организацией, если шутка ему понравилась.

Есть один проверенный способ удачно пошутить в блоге: задумайтесь, что заставляет вас улыбаться? Об этом и напишите.
4. Поговорите с самим собой
Звучит немного странно, но это работает. Попробуйте такой формат у себя в блоге. Его смысл в том, что вы можете задавать себе любые вопросы и звучит это как минимум интересно. А еще это играет в пользу нашего пункта номер 1.
5. Дайте ссылку на что-то актуальное
Не делайте это слишком часто. Но помните: если к материалу вы прикрепите бесплатный чек-лист или гайд, или же просто расскажите о полезном и интересном событии, ваша читательская аудитория, скорее всего, заметно увеличивается.
6. Длинные предложения. Нет, не слышали...
Есть такое «правило коротких предложений» — старайтесь, чтобы одно отдельное предложение не занимало более двух строк. Большинство из нас читают со скоростью в среднем 200 слов в минуту. Исходя из этого, постарайтесь писать так, чтобы время чтения не занимало дольше 5 минут. Проверить это можно вот здесь.

При этом помните наш пункт 2 и не замеряйте статьи линейкой. Блог может быть более разговорным, чем материалы на основном сайте, и поэтому в нем могут быть и диалоги, и эссе, и другие интересные форматы.
7. Поделитесь блогом в социальных сетях
Возможно, вы удивитесь, но просто писать в блог интересные материалы недостаточно для того, чтобы их читали.

Некоторые НКО действительно ведут классные блоги, но затем просто оставляют материалы на сайте, надеясь, что люди волшебным образом найдут их. Поделитесь блог! Вконтакте, телеграмм и email-рассылки отлично походят для этого. Дополнительный плюс — так вы сможете собирать обратную связь от читателей и делать блог еще интереснее.
8. Составьте план публикаций
На первый взгляд, к самому контенту пункт не имеет отношения, но на самом деле это не так. Когда у вас перед глазами будет четкий план с темами и датами выхода материалов, вы сразе же поймете, чего не хваает блогу. И сможете добавить или убрать рубрики, темы и героев.
9. Используйте статьи-списки
У этого формата есть свои плюсы и минусы: люди любят читать такие статьи из-за краткости и емкости. Но многие блоги просто штампуют однообразные, повторяющиеся списки, что, наоборот, вызывает отток аудитории.

Мало просто собрать 5 полезных книг по фандрайзингу. Будет здорово, если вы действительно их прочитаете или просмотрите, выберете нужные цитаты и дадите емкий комментарий к каждой книги.

Такая статья-список точно вызовет доверие аудитории и материалом захочется поделиться.
10. Пробуйте смежные темы
Не обязательно абсолютно все материалы писать о социальном проектировании или образовательных программах НКО. Напишите об IT-компаниях, которые придумывают масштабные благотворительные проекты, или о том, почему самые богатые предприниматели мира передают все свое состояние в некоммерческие фонды.

Не стесняйтесь затрагивать разные темы, но не забывайте о привязке к третьему сектору.
Еще больше полезных практических кейсов о том, как НКО вести интересный блог и работать с другими текстами, вы можете узнать в нашем новом онлайн-курсе. Записывайтесь, стартуем совсем сокро.


И да пребудет с вами сила блогерского вдохновения!
Андрей Бородкин
Главный редактор